https://zonder-voorschrift.com/
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
624936, Свердловская область,
город Карпинск, улица Трудовая, 41
(34383) 9-15-05
sosch5-66@yandex.ru

МЕНЮ

Р.А. Чуркина, начальник отдела образования
администрации ГО Карпинск
И.И. Сметанин, директор
МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска
Н.Е. Ремизова, заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска
О.В. Сафронова, заместитель директора по ВР
МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска
В.В. Грек, учитель информатики
МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска


Ключевые слова: государственно-общественное управление, сетевой консалтинговый центр, школа.

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности управляющего совета школы и проблемы, возникающие при организации его работы. Подробно рассмотрены цели и этапы создания сетевого консалтингового центра по подготовке и организации взаимодействия общественно-профессиональных экспертов.

Среди главных задач модернизации российского образования можно выделить развитие институтов общественного участия в управлении.

Одним из коллегиальных органов управления образовательным учреждением является управляющий совет школы, который представляет собой представительный орган, работающий по принципу демократического парламента, потому что в нем представлены все группы участников образовательного процесса.

Модель управления школой, где от государственного монопольного принципа управления переходят к принципу соуправления государства и общества, на практике работает таким образом, что именно школьные управляющие определяют цели и стратегии развития образовательного учреждения, разрабатывают программы деятельности, согласовывают их со всеми участниками образовательного процесса и принимают решения по их реализации. Можно заключить, что управляющий совет в такой модели – орган стратегического управления, а директор школы – менеджер по реализации стратегии.

Задача, которая стоит перед управляющим советом школы – стать партнерами школьной администрации и экспертами, внимательно следящими за выполнением плана развития образовательного учреждения.

Председатель управляющего совета – основное связующее звено в процессе взаимодействия между советом и директором школы. Он выполняет функцию координатора, осуществляющего согласование распределенной внутри группы членов управляющего совета деятельности.

В соответствии с "Методическими рекомендациями по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений", управляющий совет должен одновременно заниматься финансовыми вопросами, вопросами организации жизни школьников, участвовать в стратегическом планировании и содействовать решению повседневных проблем. В результате чего для оптимизации работы совета создаются комиссии и рабочие группы, которым поручается подготовка решений по отдельным вопросам или предоставляются полномочия по планированию и реализации уже принятых решений.

Комиссии и рабочие группы – это формы структуризации деятельности управляющего совета.

Посредством этих структур управляющий совет осуществляет горизонтальное распределение своей деятельности по направлениям, определенным уставом школы. При этом он также осуществляет вертикальное разделение своей деятельности, закрепляя за комиссиями и рабочими группами рекомендательные полномочия.

Для решения оперативных или проектных задач, которые не входят в компетенцию созданных комиссий, создаются временные рабочие группы. Например, рабочая группа может быть организована для создания программы развития школы; для подготовки открытого мероприятия школы (юбилея школы, дней открытых дверей, благотворительной ярмарки и пр.); проекта для участия в конкурсе школ; подготовки решения школы о введении школьной формы и т.д.

Рассмотрим основные направления деятельности постоянно действующих комиссий управляющего совета школы.

Финансовая комиссия:

  • разрабатывает предложения по организации финансового обеспечения отдельных направлений или проектов в программе развития школы;
  • совместно с администрацией рассматривает и выносит на утверждение совета ежегодную бюджетную заявку школы;
  • планирует расходы из внебюджетных средств в соответствии с намеченными школой (советом) целями и задачами;
  • осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах контроля совету один раз в учебное полугодие;
  • совместно с администрацией школы готовит предложения по схеме дополнительных выплат к заработной плате преимущественно из внебюджетных источников;
  • совместно с администрацией школы осуществляет привлечение внебюджетных источников финансирования;
  • регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг;
  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Учебная комиссия:

  • готовит проект решения совета об утверждении годового календарного учебного графика;
  • совместно с администрацией школы разрабатывает содержание школьного компонента учебного плана и вносит предложения по выбору профильных предметов;
  • организует работу по подготовке программы развития школы на очередной период;
  • совместно с администрацией решает проблемы, связанные с расписанием учебных занятий, временем начала занятий;
  • готовит проект решения совета о введении школьной формы, школьных правил, регулирующих поведение учащихся в учебное и внеучебное время;
  • организует наблюдение за состоянием библиотечного фонда и разрабатывает предложения по его пополнению;
  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе;
  • в случае необходимости инициирует проведение независимой экспертизы качества образовательных результатов;
  • принимает участие в проведении экспертизы качества условий организации учебного процесса;
  • принимает участие в процедуре итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ и ОГЭ;
  • принимает участие в процедуре лицензирования школы;
  • принимает участие в процедуре аттестации школы;
  • принимает участие в процедуре аттестации педагогических работников;
  • принимает участие в процедуре проведения диагностических контрольных и тестовых работ для учащихся;
  • раз в полгода совместно с администрацией готовит информацию для совета о результатах текущей и итоговой успеваемости учащихся;
  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Организационно-правовая комиссия:

  • осуществляет контроль за соблюдением прав всех участников образовательного процесса;
  • готовит проект решения совета по регулированию нормативно правовой базы школы, изменений в уставе школы и при подготовке её локальных актов;
  • совместно с администрацией рассматривает исключительные случаи нарушений устава и правил школьной жизни учащимися, предложения об исключении учащихся из школы;
  • рассматривает жалобы учащихся, родителей и учителей по нарушению их прав;
  • привлекается для работы комиссии по лицензированию и аттестации школы;
  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Комиссия по работе с родителями и местным сообществом:

  • работает с родительским комитетом;
  • готовит ежегодный информационный доклад о результатах деятельности школы;
  • организует работу школы со средствами массовой информации, социокультурными организациями на территории микрорайона школы;
  • организует просвещенческую и образовательную деятельность, реализацию социальных проектов в микрорайоне школы;
  • привлекает бывших выпускников школы, ветеранов школы к реализации образовательных проектов;
  • совместно с администрацией организует работу с детьми из социально-неблагополучных семей.

Комиссия или рабочая группа действует самостоятельно согласно своему графику работы, но итоги своей работы регулярно представляет на заседаниях совета. После обсуждения вопросов, подготовленных комиссией или группой, совет принимает необходимые решения.

После того как управляющий совет принял решение о создании комиссии по определенному направлению деятельности и очертил круг ее задач, необходимо сформировать состав.

Однако, как бы ни было велико число членов совета, они вряд ли могут быть специалистами абсолютно во всех областях школьной жизни.

Чтобы избежать принятия некомпетентных и неправомерных решений, совет может и должен привлекать помощников. Этими помощниками могут быть учителя, учащиеся, работники школы, родители, а также бывшие выпускники, учителя-ветераны школы, юристы, финансисты и иные специалисты, готовые консультировать, оказывать практическую помощь.

Для организации совместной деятельности в данном направлении в Северном управленческом округе Свердловской области планируется создание "Сетевого консалтингового центра по подготовке и организации взаимодействия общественно-профессиональных экспертов".

Целями создания центра являются:

  1. Подготовить общественных экспертов, способных решать конкретные задачи в рамках деятельности управляющего совета школы.
  2. Соединить общественные институты, заинтересованные в развитии эффективного образования, получение которого сможет обеспечить детям реализацию личных жизненных стратегий.

Деятельность по созданию центра заключается в выполнении семи основных задач:

  1. Определить цели, задачи и сферу деятельности общественно-профессиональных экспертов.
  2. Определить содержание подготовки общественно-профессиональных экспертов.
  3. Определить правовой статус, структуру и ресурсы сетевого центра, разработать информационный контент.
  4. Разработать методы обучения, контроля и взаимодействия (коммуникации) общественно-профессиональных экспертов с использованием сетевого ресурса.
  5. Подготовить экспертов с использованием сетевого ресурса.
  6. Сформировать банк общественных наблюдателей и общественно-профессиональных экспертов Северного управленческого округа, организовать их сетевое взаимодействие.
  7. Сформировать сетевое сообщество членов государственно-общественного управления.

Таким образом, мы считаем, что создание и организация деятельности консалтингового центра обеспечит развитие государственно-общественных принципов управления образованием на новом уровне.

© 2018. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5.