https://zonder-voorschrift.com/
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
624936, Свердловская область,
город Карпинск, улица Трудовая, 41
(34383) 9-15-05
sosch5-66@yandex.ru

МЕНЮ

Федеральный закон 29Э-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2011, вводит в компетенцию образовательного учреждения создание и ведение официального сайта в сети Интернет. Пункт 4 Федерального закона содержит перечень информации, которую образовательное учреждение обязано представить на своем сайте. Однако сам процесс создания и ведения сайта не регламентирован и по сути своей оставлен на откуп администрации образовательного учреждения.

Современные тенденции в области веб-технологий так же накладывают определенный отпечаток на веб-сайт. Помимо того, что ресурс выступает в качестве информационной площадки, он должен участвовать в образовательном и воспитательном процессе, стать инструментом, связывающим всех участников образовательного процесса.

Не стоит забывать и о том, что размещение сайта в сети Интернет, его сопровождение, делегирование имени, да и сам процесс создания - услуги зачастую коммерческие. На рынке имеется масса самых разных предложений - от отдельной услуги до целого комплекса и разброс цен бывает значительным. Но при этом никто не может гарантировать, что цена будет соответствовать качеству, а в некоторых случаях не придется платить за, в общем-то, бесплатную изначально услугу.

Таким образом, возникает ряд проблем. Зачастую, руководство образовательного учреждения перекладывает эту задачу на сотрудника, наиболее близкого к сфере информационных технологий: системного администратора, учителя информатики, а иногда и на любого сотрудника, более или менее ориентирующегося в данном вопросе. При этом опускается тот факт, что выбранный сотрудник не может, да и не должен быть компетентен в некоторых вопросах, связанных, например, с деятельностью образовательного учреждения или образовательным процессом.

Тем не менее, сама процедура подготовки к созданию веб-сайта, его разработке и сопровождению неплохо проработана в других сферах - достаточно обратить свое внимание на сайты коммерческой направленности. И большая часть из имеющихся наработок может быть применима к официальному сайту любой направленности, в том числе и образовательной.

Создание сайта - процесс многоэтапный, и на каждом из этапов можно выбрать наиболее удобный вариант решения с точки зрения как технической, так и финансовой. При продуманном подходе можно получить качественный продукт, при этом, не раздувая бюджет до немыслимых сумм.

В основе любого веб-ресурса, задолго до его публикации в сети Интернет, лежит важный документ - техническое задание (ТЗ).

Совершенно не важно, каким образом планируется реализовывать процесс создания сайта, техническое задание позволит с максимальной точностью воспроизвести требования и пожелания заказчика, а так же устранит непонимание со стороны исполнителя. Причем, неважно, кто будет выступать в качестве исполнителя - сторонняя организация или сотрудник образовательного учреждения. Важно учесть, что в формировании технического задания должны принимать участие несколько сотрудников образовательного учреждения, чьи компетенции позволят максимально развернуто описать цели, задачи и структуру сайта. В дальнейшем этот документ позволит, помимо прочего, еще и проконтролировать качество исполнения. Без преувеличения, считается, что правильно составленное техническое задание - это на 80% готовый сайт.

Техническое задание - это часть договора, и описываемые в нем критерии должны быть объективными. Некоторые специалисты в области разработки сайтов вообще рекомендуют подходить к этому документу, как если бы он рассматривался в суде. То есть, используемые формулировки должны определять некоторые рамки для исполнителя, быть "закрытыми". Так же рекомендуется прописать в ТЗ пункт подтверждающий, что неоговоренные моменты будут решаться исполнителем на его усмотрение. Заказчик хочет получить некоторый продукт в итоге, но при этом он не может, да и не должен, знать как будет достигнут конечный результат.

Любое техническое задание должно содержать несколько основных разделов: общие сведения, эксплуатационное назначение, функциональное назначение, описание данных и списков, требования к надежности, требования к хостингу, наполнение контентом (содержимым). В общих сведениях описывается все, что может служить ответом в свободной форме на вопрос "Что это будет за сайт?". Эксплуатационные назначения - это, условно, выгода которую должен принести сайт. В случае с образовательным учреждением, выгода - это не способ упрочить финансовое положение, но решение образовательных, воспитательных и коммуникационных задач. Функциональное назначение описывает способы и средства решения задач, описанных в предыдущем пункте. Например, способом решения коммуникационной задачи может быть наличие обратной связи в виде форума, гостевой книги или интеграция с имеющейся в образовательном учреждении системой электронных дневников. Рекомендуется функциональное назначение составлять и корректировать совместно с исполнителем на этапе утверждения технического задания. Описание данных и списков регламентирует вывод информации на сайте, в том виде, в каком ее увидит посетитель. Здесь описывается и вид статей на страницах сайта, структура разделов, связь материалов сайта между собой. Хорошим тоном считается приложение к данному пункту технического задания примера в виде макета или схемы страницы будущего сайта. Требования к надежности должны учитывать возможную нагрузку на сайт, его защищенность от различных атак, периодичность создания и время хранения резервных копий на случай экстренных ситуаций. Требования к хостингу определяются исходя из технических решений, которые были выбраны в предыдущих пунктах. Таким образом, можно либо ограничить исполнителя возможностями выбранного хостинга, либо позволить ему подобрать хостинг под его технические решения. Наполнение содержимым описывает ответственность за внесение информации на сайт в процессе его изготовления. Самый минимум - хотя бы логин и пароль администратора, максимум - вся имеющаяся на руках заказчика информация.

В заключительном пункте ТЗ описывается процесс сдачи-приемки сайта и его оплаты. Например, некоторые разработчики позволяют оплатить выполненную работу после заливки сайта на хостинг и недельной "обкатки" или после демонстрации работоспособности сайта и последующую его передачу на внешнем носителе.

Не стоит считать, что разработка технического задания полностью ложится на плечи заказчика. В его составлении обязательно должен принимать участие будущий исполнитель, чтобы исключить возможные разногласия, которые могут возникнуть в процессе создания сайта. Идеальный вариант - исполнитель предоставляет свое типовое техническое задание, а заказчик корректирует его исходя из своих нужд и пожеланий.
Документ, регламентирующий художественное оформление веб-сайта, составляется и утверждается отдельно от технического задания. Заказчик вправе предоставить уже готовое дизайнерское решение в виде макета или шаблона, который исполнитель должен адаптировать под свои технические и программные решения.

Обратимся к финансовой стороне вопроса. Немаловажным аспектом является выбор исполнителя. Здесь есть три основных пути действия и от их выбора напрямую зависит бюджет. В качестве исполнителя может выступать, как говорилось выше, сотрудник образовательного учреждения, сторонний специалист или организация, занимающаяся непосредственно разработкой и поддержкой сайтов. В первом случае легко решается финансовая сторона вопроса, но при этом могут возникнуть сложности с реализацией некоторых пунктов технического задания: все-таки учитель информатики или системный администратор не всегда имеют навыки веб-дизайнера или веб-разработчика. Но при этом исполнитель всегда, что называется, "под рукой" и взаимодействие с ним достаточно оперативно.

В том случае, если в качестве исполнителя выбран сторонний специалист, высока вероятность качественного исполнения пожеланий, как правило, за разработку сайта берутся люди, действительно разбирающиеся в этом вопросе. Но, поскольку заниматься реализацией будет один человек, сроки могут непредсказуемо растянуться. Да и разные специалисты совершенно по-разному оценивают стоимость своей работы и здесь велика вероятность переплатить. С технической точки зрения, идеальным вариантом будет обращение в специализированную компанию или веб-студию. В таком случае к работе над сайтом будут подключены соответствующие специалисты - дизайнеры, веб-разработчики, верстальщики. И в качестве результата - профессионально выполненный сайт, максимально соответствующий техническому заданию. Но, не стоит забывать, что разработка и создание сайта в таких компаниях обходятся дорого.

Вообще, стоимость разработки и поддержки сайта - это совокупная стоимость различных услуг, необходимых для полноценного функционирования ресурса. Некоторые из них можно получить по минимальной стоимости или даже бесплатно. Изначально в стоимость разработки закладывается покупка доменного имени и аренда хостинга. Стоимость доменного имени, или как его еще называют - имени сайта, складывается из принципа "чем короче - тем дороже". Однако, в среднем, его стоимость колеблется у отметки в 20$ в год. Некоторые провайдеры предоставляют доменные имена третьего уровня бесплатно и нередко резервируют их, даже если образовательное учреждение еще не имеет собственного сайта. Хостинг, или дисковое пространство, где будет размещены файлы сайта, приобретается в аренду и, как правило, оплачивается на период от одного года. За продление аренды предполагается вносить плату ежегодно. Здесь действует принцип - чем больше объем, тем дороже стоимость аренды. Так же стоимость включает в себя и поддержку различных технологий: PHP, SQL, доступ по протоколам FTP и TFTP и т. д. В среднем, хостинг объемом до 1 гигабайта и с минимально необходимым функционалом обойдется примерно в 50-60$ в год. Получить хостинг можно и бесплатно: его может предоставить местный провайдер или при наличии веб-сервера в образовательном учреждении.

Далее цену формирует выбор системы управления содержимым. Времена, когда каждая страница наполнялась вручную давно прошли - сейчас сайты, как правило, наполняются при помощи специального программного комплекса - системы управления контентом (CMS). Среди них есть как коммерческие, так и свободные продукты. Как правило, выбор системы управления ложится на разработчика, однако можно прописать и конкретный продукт в техническом задании. При выборе стоит учитывать, что коммерческие продукты обладают необходимыми инструментами, гарантирующими безопасность, но могут иметь ограниченный функционал. Свободные продукты напротив, не гарантируют полной безопасности, но, поскольку разрабатываются энтузиастами, имеют множество инструментов для решения различных задач. Но не стоит думать, что бесплатная CMS не обеспечит нужного в данном случае уровня защиты, просто понадобится чуть больше усилий, для того, чтобы привести ее к должному уровню. Да и в любом случае - обеспечить безопасность на стадии разработки сайта должен исполнитель. Так же можно заказать разработку собственной системы управления контентом для своего сайта, но экономически это не оправдано.

Оформление сайта так же требует определенных расходов. Как правило, для разных систем управления контентом требуется свой шаблон оформления. Такой шаблон может быть приобретен как вместе с системой, так и отдельно. Некоторые разработчики могут индивидуально разработать оформление для конкретной системы и конкретного сайта. Шаблоны так же могут быть и бесплатными: как для коммерческой CMS так и для свободной. И наоборот, платными могут быть шаблоны для бесплатной системы. Шаблон так же можно заказать отдельно у веб-дизайнера либо изготовить самостоятельно, если есть необходимые для этого знания и навыки. Но главным удобством любого шаблона для любой системы управления содержимым является возможность сменить его в любое время, не теряя при этом ни содержимое, ни функционал сайта. В среднем, стоимость коммерческой CMS составляет порядка 150-200$ за лицензию. Срок действия лицензии обычно не ограничен. Коммерческий шаблон обойдется примерно в 20-25$, индивидуальная разработка от 100$.

По сути приобретение доменного имени, хостинга, системы управления контентом, приобретение оформления, установка системы на хостинг - и есть процесс создания сайта. После чего начинается следующий этап - наполнение сайта информацией. Например, если сайт заказан в веб-студии, за отдельную плату вносится вся информация, имеющаяся на руках у заказчика. Это - так называемое "первичное наполнение". Иногда эту услугу предоставляют бесплатно. Далее нужно определиться, кто будет заниматься периодической выкладкой текущего материала на определенные разделы сайта. Чаще всего предлагается ведение сайта разработчиком, за определенную плату, разумеется. Некоторые разработчики предлагают обучить специалиста со стороны заказчика базовым навыкам работы с системой управления контентом и, таким образом, образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно сопровождать свой сайт. Однако, объем обучения и его стоимость может сильно варьироваться. Некоторые индивидуальные веб-мастера, при сдаче сайта просто предоставляют простую пошаговую инструкцию по выкладке материалов на сайт, но при этом не требуют дополнительной платы.

На сегодняшний день стоимость веб-сайта "под ключ", выполненного веб-студией колеблется в пределах от 1500$ - 2000$. Специалист, работающий индивидуально аналогичный объем работ оценивает в 400-500$. Наполнение сайта содержимым в течение года обойдется примерно в 100$ в месяц.

Стоит отметить, что заказчик имеет полную свободу выбора - различные решения можно возложить на нескольких исполнителей. Например: у веб-дизайнера заказывается макет оформления сайта, вместе с техническим заданием передается в веб-студию, а наполнение и дальнейшую поддержку сайта заказчик берет на себя. Никто не обязывает приобретать услуги в одном месте. Этот фактор тоже может благоприятно сказаться на финансовой стороне вопроса.

Планируя разработку сайта, следует ориентироваться в первую очередь на потребности. Не нужно считать, что бесплатное решение будет некачественным, но и высокое по стоимости не обязательно будет высокого качества. При тщательном подходе действительно можно получить качественный веб-сайт с незначительными затратами. Замечательным подспорьем является и тот факт, что и государство, и коммерческие организации, связанные с телекоммуникационными технологиями, идут навстречу образовательным учреждениям и предоставляют множество услуг по цене гораздо ниже среднерыночной, а иногда и вовсе бесплатно.

Таким образом, можно говорить о том, что любое образовательное учреждение может позволить себе современный веб-сайт, если подойдет к процессу его планирования и изготовления максимально тщательно, даже при скоромном финансировании или отсутствии нужных специалистов. Примеры, имеющиеся в Интернете, только подкрепляют эту уверенность.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий

Особый режим функционирования школы в условиях COVID-19

Приём в первый класс

Всероссийская олимпиада школьников

Что нужно знать о коронавирусе?

© 2021. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5.