https://zonder-voorschrift.com/
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
624936, Свердловская область,
город Карпинск, улица Трудовая, 41
(34383) 9-15-05
sosch5-66@yandex.ru

МЕНЮ
Грек В.В.
заместитель директора школы по ИТ

В ноябре 2008 года было объявлено о необходимости введения особой президентской инициативы «Наша новая школа». В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Мы считаем, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Следует отметить, что на формирование ИКТ-компетентности учащихся влияет множество различных факторов, но мы рассмотрим некоторые из них:
  • образовательное учреждение;
  • деятельность преподавателя информатики;
  • социально-демографические факторы;
  • различные аспекты учебной деятельности и досуга.

На наш взгляд наиболее значимыми являются факторы, связанные непосредственно с организацией образовательного процесса: своеобразие образовательной среды школы, статус школы, квалификация педагогических кадров, академическая успеваемость школьников и др. Уровнь ИКТ-компетентности учащихся зависит не только от квалификации школы, типа поселения, в котором она расположена, социальных характеристик контингента учащихся, а в большей степени от сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения. В центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования.

Информационная образовательная среда должна включать в себя:
  • совокупность программно-аппаратных средств и систем;
  • компьютерные информационные (локальные и глобальные) сети и каналы связи;
  • организационно-методические элементы системы образования и прикладной информации об определенной предметной области (определенных предметных областях).

В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Например, школьники села в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры.

Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.

Вместе с тем, следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью учащегося. Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.

Теперь обратимся к влиянию на уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ образовательного статуса их семьи. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей – чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.

Другой вопрос как количественно оценить уровень ИКТ-компетентности? В рамках проекта «Информатизация системы образования» с ноября 2005 года проходила реализация направления «Разработка инструмента оценки информационно-коммуникационно-технологической компетентности», в котором предусматривалась ежегодная оценка изменения уровня компетентности в области ИКТ. 2006-2007 годах в трех пилотных регионах проекта ИСО Калужской области, Республике Карелия и Пермском крае проходило тестирование учащихся по ИКТ-компетентности. С результатами тестирования в 2006 года можно познакомиться по адресу:
http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_50fk899tdp&hl=en. На сегодняшний день по развитию направления «Разработка инструмента оценки информационно-коммуникационно-технологической компетентности» нет никакой информации.

Чтобы смотивировать учащихся на изучение ИК-технологий, для формирования и развития у них ИКТ-компетентности на протяжении уже нескольких лет мы организуем и проводим различные конкурсы и курсы на территории городского округа Карпинск Свердловской области на базе МОУ СОШ № 5. В частности, третий год проводятся конкурсы по поиску информации в сети Интернет и компьютерной графике (более подробную информацию можно получить на сайте нашей школы http://five.u-education.ru). В этом году планируется уже второй раз провести летнюю компьютерную школу для учащихся 7-8 классов школ городского округа на базе МОУ СОШ № 5 города Карпинска, в настоящее время идет подготовка документации (более подробную информацию можно получить на сайте нашей школы http://five.u-education.ru).

Список литературы:
  1. Национальные приоритетные проекты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/themes/2008/11/051545_15534.shtml.
  2. Википедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.
  3. Бурмакина В.Ф. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки и тестирования учителей. Большая семерка (Б7) /В.Ф. Бурмакина, М. Земальман, И.Н. Фалина – М.:, 2007.
  4. Адамчук Д. Анализ факторов, оказывающих влияние на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ictest.ru/info/14.html.
  5. Сайков Б.П. Информационная среда школы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://inf.1september.ru/2007/20/02.htm.
  6. Бурмакина В.Ф. ИКТ-компетентность и ее оценка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2007/Moscow/VI/VI-0-6923.html



Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий

Особый режим функционирования школы в условиях COVID-19

Приём в первый класс

Всероссийская олимпиада школьников

Что нужно знать о коронавирусе?

© 2021. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5.