https://zonder-voorschrift.com/
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
624936, Свердловская область,
город Карпинск, улица Трудовая, 41
(34383) 9-15-05
sosch5-66@yandex.ru

МЕНЮ

Букреев Н.В.
системный администратор школы

Согласно данным компании Net Applications, по состоянию на февраль 2010 года львиная доля, порядка 90%, среди операционных систем принадлежит семейству Windows. К сожалению, данные имеются только по всему миру, но по России, картина, скорее всего, мало отличается от общемировой. Так почему же для российских пользователей, равно как и для пользователей стран ближнего зарубежья, синонимом понятия «операционная система» стала именно Windows? На этот счет можно выдвигать множество предположений, и среди них можно выделить, пожалуй, самое правдоподобное.
Появление персональных компьютеров в России и СНГ массово началось в начале 1990 годов. И в силу целого ряда причин рынок персональных компьютеров был представлен IBM PC совместимых машин. Для которых существовал достаточно ограниченный круг операционных систем. И самой распространенной ОС на компьютерах этого типа была DOS. Стоит отметить, что DOS в той или иной вариации существует для множества платформ, начиная от ZX Spectrum и Atari и заканчивая непосредственно IBM PC. Для решения производственных и административных задач возможностей DOS было вполне достаточно. Рядовой пользователь, знакомый с линейкой компьютеров Apple, все-таки хотел большего, чем работа с командной строкой или файловым менеджером. Проще говоря, для развлечения пользователю не хватало графической оболочки. И с появлением windows 3.x мечта рядового пользователя сбылась. Больше не было необходимости запоминать консольные команды, запоминать алгоритмы работы с приложениями и документами. Пользователь получил возможность управлять системой буквально одной рукой. А если учесть, что количество IBM PC компьютеров по отношению к общему числу на тот момент составляло порядка 85-90 %, то вполне логично предположить, что Windows начала завоевывать популярность.

Спрос рождает предложение – разработчики программного обеспечения начали стремиться захватить как можно больший сегмент рынка, это означало, что ПО должно быть Windows-совместимым. Все свелось к своеобразному кольцу. Нужно ПО – оно привязано к операционной системе, что и обуславливало выбор. Не стоит забывать и о негласной договоренности производителей ПО и аппаратного обеспечения. Крупные производители ориентируются, в первую очередь, на MS Windows. В итоге все пришло к той картине, которую мы можем наблюдать двадцать лет спустя. Большинство пользователей даже не догадываются о существовании других ОС, кроме Windows.

Доступность персональных компьютеров привела и к другой проблеме. Большая часть программного обеспечения, включая и операционные системы, являются продуктами коммерческими. Однако о соблюдении авторских и смежных прав в России заботились мало. На территории СНГ если и существовали законодательные акты в защиту интеллектуальной собственности, то контроль над их соблюдением был, мягко говоря, посредственный. И рядовой пользователь предпочитал приобретать программное обеспечение не у официальных дилеров, а на ближайшем лотке, где цены в разы ниже. В качестве примера можно привести тот факт, что на момент появления в 1996 г. офисного пакета MS Office 97 его стоимость в США составляла 492 доллара. В Москве же, через несколько часов после релиза (!), его можно было приобрести у нелегальных распространителей всего за 4,68 доллара. Однако под давлением крупнейших производителей программного обеспечения контроль над распространением и использованием коммерческих продуктов был усилен. В прессе все чаще стали появляться статьи о задержании нелегальных распространителей и пользователей. Самым пугающим для пользователей «пиратского» ПО фактом стало то, что за нарушения авторских прав злоумышленники стали получать реальные сроки заключения.

Таким образом, любой купивший или продавший контрафактный диск автоматически приравнивался к уголовнику. Соответственно, выходом из сложившейся ситуации стал отказ от использования нелицензионного программного обеспечения. Вариантов решения множество: поиск бесплатных аналогов, собственно полный отказ от платных продуктов. Использование проприетарных продуктов на законных основаниях тоже является неплохим решением проблемы, но лишь только при наличии серьезной материальной базы. В некоторой мере решением можно считать «даунгрейд» до продуктов снятых с поддержки. В частности, таким продуктом можно считать ОС Microsoft Windows 2000, поддержка, которой завершается 13 июля 2010 года. Однако, стоит учитывать, что морально устаревшее программное обеспечение навряд ли будет функционировать на современном аппаратном обеспечении.

После скандального дела Александра Поносова, бывшего директора одной из школ Пермского края, проходившего по 146 статье УК РФ, вскрылась достаточно серьезная проблема – образовательные учреждения, финансируемые из государственного бюджета, просто не могут позволить себе приобрести необходимый минимум лицензионного программного обеспечения. На государственном уровне было принято решение обеспечить необходимыми программными продуктами все школы. Оплату этих продуктов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» взяло на себя государство. Школы получили внушительные пакеты, укомплектованные согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Однако, даже с получением пакетов «Первой ПОмощи», скептики высказывали мнение, что достаточно долго поддерживаться этот проект не сможет - слишком велики затраты на покупку и обновление всего комплекса программ, да и еще в таком количестве – всего на него было затрачено 2,694 миллиарда рублей. Спустя год, после передачи в образовательные учреждения «ППО» появились предложения о разработке необходимого программного обеспечения на базе продуктов, реализуемых по лицензии GNU GPL, спустя два года – в пакет школьного программного обеспечения были включены бесплатные продукты.

Сейчас каждой школе необходимо принять решение – продолжать ли пользоваться проприетарным ПО или переходить на бесплатные продукты. Связано это с тем, что поддержка продуктов включенных в пакет «Первая ПОмощь» истекает в декабре текущего года.

Для образовательных учреждений, в первую очередь – школ, решение выбор программного обеспечения стоит очень остро из-за того, что срок поддержки проекта «Первая ПОмошь» истекает в конце календарного, но в середине учебного года. На выбор и внедрение, по сути, остается несколько месяцев – необходимо успеть именно до начала учебного года 210-2011. Осуществлять такого рода переход в середине учебного года практически невозможно.

Как того следовало ожидать, компания Microsoft предлагает в рамках академической лицензии приобретение ее операционных систем по весьма привлекательным ценам. Однако, зная коммерческие «аппетиты» этой корпорации, можно предположить, что со временем стоимость будет расти.

В сложившейся ситуации вполне логичным выглядит перевод образовательного учреждения на бесплатное программное обеспечение, тем более, что сейчас многие команды разработчиков *NIX систем стали включать образовательные компоненты в свои ОС. Так же не стоит забывать о продуктах на основе ядра GNU LINUX в полученных в 2009 году пакетах «Первая ПОмощь 2.0». Следует отметить, что речь идет о рабочих станциях, как наиболее крупном сегменте используемой компьютерной техники в образовательных учреждениях.

Самый главный вопрос, возникающий после принятия решения о переходе на Linux – какой дистрибутив выбрать? Принимая во внимание уровень разработки СПО можно ответить – любой. На сегодняшний день дистрибутивы настолько разнообразны и универсальны, что подобрать соответствующий для решения конкретных задач не составляет труда. Из всего многообразия стоит выделить наиболее популярные настольные дистрибутивы: Fedora, Mandriva, openSUSE и Ubuntu. Выбор этих систем обусловлен несколькими факторами, а именно: широкая распространенность (а это значит и хорошая поддержка), совместимость с наиболее распространенными платформами, дружественный интерфейс и упрощенным администрированием. При этом любая из этих систем может полностью удовлетворять требованиям к базовому пакету школьного программного обеспечения (согласно распоряжения правительства от 18 октября 2007 г. № 1447-р) Отсутствие в этом списке дистрибутива «ВС Школьный Линукс» обусловлено тем, что он основан на KUBUNTU – видоизмененной версии UBUNTU с используемой средой рабочего стола KDE.

Стоит коротко обозначить основные преимущества каждого из дистрибутивов. (Забегая вперед, можно отметить, что для внедрения в МОУ СОШ 5 был выбран дистрибутив фирмы Canonical Ubuntu 9.10 с перспективой обновления до версии 10.04)

Дистрибутив Fedora фирмы Red Hat позиционируется как ОС для тех, кто привык работать с новыми версиями программ. На официальной странице проекта особо подчеркивается, что в дистрибутивах Fedora всегда используются новейшие разработки в сфере свободного программного обеспечения. На данный момент выпущена beta версия Fedora 13, релиз которой намечен на 16 мая 2010 года. Среди главных новшеств дистрибутива отмечены: ядро Linux 2.6.32, среда рабочего стола KDE 4.4 (вышедшая 9 февраля 2010 года), среда рабочего стола Gnome 2.30 (вышедшая 31 марта 2010 года), поддержка монтирования NFS серверов по IPv6, улучшение поддержки DisplayPort для видеокарт ATI и nVidia, добавление Python 3. Данный дистрибутив можно порекомендовать для использования в образовательном учреждении, в котором парк современных рабочих станций достаточно велик. Однако, стоит отметить, что, возможно, потребуется внимательная работа IT-специалиста.

Дистрибутив Mandriva, так же произошедший от Red Hat Linux, позиционируется как дистрибутив для малого бизнеса. Особо подчеркивается поддержка продуктов 1C и Консультант, наличие проприетарных драйверов и кодеков. Однако все эти возможности реализованы в коммерческой версии Mandriva Powerpack, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что стоимость этого дистрибутива ощутимо ниже дистрибутивов Microsoft. Так же, параллельно с бесплатным и коммерческим дистрибутивом, разрабатывается сборка для образовательных учреждений – EduMandriva. Среди его преимуществ разработчиками особо выделяется наличие необходимого ПО для базового курса информатики, возможность программирования на языках Basic, Pascal и Haskell, возможность установки на слабые машины за счет использования среды рабочего стола LXDE.

Дистрибутив openSUSE корпорации Novell выделяется системой настройки и конфигурирования YaST, которая обеспечивает пользователю легкую установку и администрирование системы. Разработчиками подчеркивается доступность множества драйверов, а так же огромный выбор пакетов за счет использования менеджера пакетов Red Hat.

Подробнее же остановимся на дистрибутиве Ubuntu от Canonical. В нашей школе в связи с перспективой отмены поддержки проприетарного программного обеспечения было принято решение на внедрение на рабочих станциях ОС на основе GNU Linux. Задача была сформулирована предельно ясно – обеспечить тот же уровень работы, какой присутствует на данный момент при использовании MS Windows. Для решения этой задачи необходимо было изучить потребности учителей и учеников в плане используемого программного обеспечения. По большей части этот вопрос можно считать практически решенным – в образовательном процессе практически не используется узкоспециализированное программное обеспечение. Таким образом, достаточно подобрать аналогичные программные продукты, работающие под управлением Linux систем. Таблицы соответствия широко распространены среди энтузиастов свободного программного обеспечения. При отсутствии аналогов было принято решение использовать свободные продукты, разработанные для работы в Windows, с учетом использования их под Linux в среде, эмулирующей работу системы Windows. Помимо описанных задач, необходимо было выяснить совместимость выбранной ОС с аппаратным обеспечением. Немаловажным был вопрос об удобстве графического интерфейса для пользователя, привыкшего работать с системами семейства Microsoft Windows.

Почему выбор пал именно на Ubuntu? Как заявляют пользователи этого дистрибутива – он идеально подходит для пользователя, привыкшего к работе в Microsoft Windows. Брался в расчёт и тот факт, что Ubuntu послужил основой для «Школьного линукса». Обе этих системы (как, впрочем, и модификации в виде Kubntu, Xbuntu, Mediabuntu и других) могут получать и использовать пакеты с основного или дополнительных репозиториев Ubuntu. Так же можно использовать пакеты, включенные в состав «Школьного Линукса» в любом из названных дистрибутивов. Существует целая подборка пакетов, ориентированная конкретно на образовательные цели, причем большая часть из них может быть получена с репозиторев, поддерживающих Ubuntu. А специальный дистрибутив, уже включающий в себя эти продукты носит имя Edubuntu и доступен в виде CD и DVD образов (ISO).

Тестирование систем на виртуальных машинах, которое длилось несколько месяцев, так же показало, что Ubuntu более всего подходит для решения поставленных задач.

Делясь своим опытом, могу отметить, что в качестве эксперимента Ubuntu была установлена на четыре различных по конфигурации рабочих станции, для проверки совместимости с оборудованием, скорости работы, удобства использования. Необходимо так же было удостовериться, что не возникнет проблем с администрированием системы и использованием программного обеспечения для обучения.

Система была установлена на слабую машину, с 333MHz процессором, 128 Mb оперативной памяти, 40 Gb жестким диском и 6Mb видеокартой. В школе рабочих станций с такими характеристиками насчитывается пять и, не смотря на планируемую замену их на более новые, протестировать работоспособность Ubuntu в таких условиях нужно было в любом случае -чтобы определить так называемую «низшую планку». Релиз Ubuntu 8.10 на рабочей станции с такими параметрами показал себя вполне работоспособным, хотя недостаток видеопамяти давал о себе знать. Но в случае использования среды рабочего стола XDE, никаких затруднений не возникало.

Следующим этапом стала проверка обучаемости пользователя работе в среде Ubuntu. Для этого система версии 9.04 была установлена на рабочую машину, используемую для школьного радиовещания. Особо стоит подчеркнуть, что пользователи, начавшие работу с этой системой никакого подробного инструктажа или обучения работы с Ubuntu не проходили. Единственное, что им было знакомо – программные продукты Audacity, Open Office, а так же они обладали навыками уверенного пользователя ОС семейства Windows. Эта рабочая станция успешно работает под управлением Ubuntu уже порядка четырех месяцев, и практически никто из учащихся или учителей не мог пожаловаться на дискомфорт при работе с этой системой. Хотя, стоит признать, что некоторые мелкие трудности возникали, хотя они связаны скорее с привычкой к определенной ОС, чем с интерфейсом предложенной.

Проверка на возможность работы Ubuntu с мультимедийными средствами обучения прошла одну из двух стадий. Первая стадия – проверка работы с планшетами и иными указывающими устройствами (HUD), отличными от массово распространенных. Поддержка графических планшетов в системе нигде не заявлено, однако в базе знаний и на множестве форумов имеются подробные инструкции по подключению и настройке графических планшетов. Особую пикантность создавало то обстоятельство, что производитель выбранного нами для теста графического планшета официально заявил, что работа этого устройства под Linux вообще и Ubuntu в частности не гарантируется. Однако, используя универсальные драйверы для указывающих устройств и следуя инструкции из базы знаний, нам удалось добиться полной работоспособности планшета всего за 15 минут. Постфактум можно констатировать, что с этим справится даже пользователь, не имеющий навыка администрирования систем и не владеющий консольными командами, несмотря на то, что вся работа по установке и настройке драйвера происходит исключительно через консоль. Вторая стадия включает в себя проверку работоспособности мультимедийной доски с использованием драйверов от изготовителя устройства. Производитель предоставляет драйверы как в виде подготовленных для установки пакетов, так и в виде исходных кодов.

Немаловажным является и вопрос поддержки мобильных устройств. 60% рабочих мест учителя в нашей школе представляют собой именно ноутбуки различных конфигураций. И основные опасения по большей части были связаны с новыми моделями. Но, как оказалось на практике – Ubuntu прекрасно работает, как и на машинах трех-четырех летней давности (за примерами далеко ходить не нужно, на любом форуме или сообществе по большей части проблемы с совместимостью оборудования ноутбуков решены), так и с современными моделями. В качестве примера могу привести опыт установки и работы на личном ноутбуке ASUS X66IC - машина с достаточно современными комплектующими. Установка Ubuntu никаких сложностей не вызвала. Можно даже сказать, что большинство опасений были напрасными. «Из коробки» заработали WI-FI модуль, сенсорная панель, звуковые устройства и устройство чтения карт памяти. Отдельной настройки потребовали только драйверы видеокарты GeForce 220 и веб-камеры. Проприетарные драйверы GeForce не входят ни в CD ни в DVD дистрибутив, однако они становятся доступными при первом подключении к Интернету. Примечательно, что заработали не только основные функции видеоадаптера, но и такие, как поддержка HDMI интерфейса. Что касается настройки веб-камеры – возможные варианты решения проблем, в зависимости от модели камеры, присутствуют в официальной базе знаний Ubuntu. Особо стоит подчеркнуть, что система распознала и использует все 4 Gb оперативной памяти. Напомню, что в 32 разрядной версии Windows система «видит» только 3Gb ОЗУ.

Четвертой тестовой площадкой послужила рабочая станция средней конфигурации, таковых в школе более половины. Процессор с частотой порядка 2 GHz, около 1Gb оперативной памяти, жесткий диск объемом 80 Gb. Звук, видео и сетевой интерфейс интегрированы в материнскую плату. Из дополнительного оборудования – карты WI-FI от D-link. В этом случае практически все оборудование под Ubuntu заработало «из коробки». Настройки потребовало только VPN-соединение и несложное конфигурирование WI-FI интерфейса.

Таким образом, можно говорить, что Ubuntu можно установить на компьютер практически любой конфигурации. Хотя, конечно, нельзя утверждать, что проблем не возникнет. Однако, основная масса возникающих сложностей успешно разрешается.

На сегодняшний день процесс внедрения системы Ubuntu находится на подготовительном этапе, однако основной объем вопросов уже разрешен. Подобрано программное обеспечение, проверено используемое оборудование на совместимость с системой, изучены материалы по взаимодействию рабочих станций и серверов. Теперь мы с нетерпением ждем релиза новой версии Ubuntu 10.04, чтобы аналогичным образом протестировать оборудование и приступить к непосредственно внедрению и обучению персонала, а так же учащихся. В ближайшем будущем предполагается изучить, как быстро адаптируются учащие к новой операционной системе и изучат ее особенности. Так, например, «Летняя компьютерная школа» предусматривает занятия с учениками исключительно на рабочих станциях с установленной ОС Ubuntu. Но уже сейчас можно с определенной долей уверенности говорить, что серьезных проблем не возникнет.

В заключение хотелось бы отметить, что энтузиастов, занимающихся изучением *nix систем, вопрос внедрения Linux в образовательных учреждениях волнует не меньше, чем самих работников образования. Так, например, на сайте linux-life.ru в ближайшее время будет опубликован материал, рассматривающий сильные и слабые стороны дистрибутива «Школьный Линукс» из пакета «Первая ПОмощь 2.0». А так же для обсуждения и консультаций по вопросам свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях создана отдельная ветка на форуме этого сайта.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий

Особый режим функционирования школы в условиях COVID-19

Приём в первый класс

Всероссийская олимпиада школьников

Что нужно знать о коронавирусе?

© 2021. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5.