https://zonder-voorschrift.com/
ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
624936, Свердловская область,
город Карпинск, улица Трудовая, 41
(34383) 9-15-05
sosch5-66@yandex.ru

МЕНЮ

Букреев Н.В.

Системный администратор школы

Основным этапом в процессе перехода на linux-системы стал процесс тестирования выбранных дистрибутивов. Тестирование решено было разделить на два этапа: ознакомление с системой и работа с дистрибутивом на реальной машине. Опираясь на доступную документацию в качестве приоритетных для тестирования были выделены следующие операционные системы: «Школьный Линукс», Open SUSE, Mandriva, Ubuntu.

На каждой из систем проверялась возможность работы с системой «из коробки» (сразу после установки), наличие развернутой документации по использованию и администрированию непосредственно в справочной системе самой ОС. Дистрибутив так же рассматривался с точки зрения удобства как пользователя, так и администратора, проверялась поддержка стандартного ПО, а так же специального, как, например, ПО для интерактивных обучающих комплексов.
Для ознакомления с ОС использовалось ПО Sun VM Ware, которое позволяет внутри установленной системы разворачивать и использовать ОС в режиме виртуальной машины.
Характеристики виртуальной машины выбирались следующим образом: сначала система изучалась на конфигурации, соответствующей конфигурации самой распространенной рабочей станции в школе, обозначенной как оптимальной (процессор с ТЧ 1,8ГГц, 512Мб ОЗУ, жесткий диск объемом 40Гб, инегрированное видео). Затем дистрибутив тестировался на виртуальной машине с характеристиками специально заниженными, для определения минимальной конфигурации. Стоит отметить, что на момент внедрения ОС на базе linux, этот этап был признан не обязательным, поскольку основной парк техники был обновлен и минимальной по производительности стала считаться система, ранее отмеченная как оптимальная.
Описывать достоинства каждой из выбранных систем не будем, поскольку все они попадают под основные критерии: наличие поддержки со стороны разработчика, удобный интерфейс, наличие необходимого ПО, способного заменить windows-приложения, удобство администрирования и поддержка аппаратного обеспечения. В ходе изучения документации к ОС на linux-ядре, было принято решение приоритетными рассматривать системы на основе Debian. Отметим те причины, по которым от использования дистрибутива пришлось отказаться.


Mandriva Linux: отмечается некоторая сложность в освоении системы как таковой с точки зрения пользователя, высокая требовательность к аппаратным ресурсам, проблема с запуском windows-приложений в среде WINE. Эти проблемы были отмечены как решаемые, но затратные по времени.
Open SUSE: система основана на RPM-пакетах, что сужает возможности использования репозиториев, некоторые проблемы с настройкой беспроводного оборудования.
«Школьный линукс» был отмечен как недостаточно гибкий для администрирования.  Поскольку этот  дистрибутив основан на Ubuntu, поэтому было принято решение изучить более тщательно именно Ubuntu, поскольку эта система достаточно часто обновляется, имеет поддержку современного оборудования. Помимо этого, в Ubuntu сохранилась возможность использовать  образовательное ПО, предназначенное для «Школьного Линукса», а так же разработанное для образовательного дистрибутива Edubuntu. В качестве приоритетных для внедрения на данном этапе были выделены дистрибутивы Open SUSE и Ubuntu.
Поскольку каждый из дистрибутивов может использоваться с одним из нескольких менеджеров рабочего стола, в процессе тестирования предпочтение было отдано менеджеру рабочего стола Gnome. Здесь стоит подчеркнуть, что в данном вопросе подход был интуитивным – в своей основе, если не вдаваться в технические подробности и вопросы администрирования, менеджеры рабочего стола работают примерно по одному принципу, поэтому выбирался тот, который предлагается системой как менеджер «по умолчанию».
Тестирование дистрибутива Ubuntu на ПК проходило по принципу выбывания: то есть если в процессе работы с ОС возникала непреодолимая проблема, от ОС можно было отказаться и перейти к другой. Забегая вперед, можно отметить, что начав с Ubuntu, пробовать второй дистрибутив не пришлось, поскольку в процессе тестирования неразрешаемых проблем не возникло.


Создание файлового сервера для локального хранения файлов обновления ОС Ubuntu.
На момент планирования в ОУ насчитывалось 56 рабочих станций, на которые нужно было установить ОС Ubuntu. Как показала практика, после установки операционная система требует обновления языковых пакетов в первую очередь, а так же обновления ПО. Для снижения объемов входящего траффика и для ускорения процесса обновления было принято решение создать локальный репозиторий Ubuntu на FTP-сервере ОУ. Возможность создания локального зеркала репозитория заявлена среди прочих задокументированных возможностей администрирования ОС. Общий объем полученных пакетов обновлений для текущей версии Ubuntu 10.04 составил чуть более 30 Гб: от хранения исходных кодов ПО на локальном репозитории было решено отказаться. Таким образом, после установки ОС на рабочей станции необходимо добавить в список источников обновления системы. Скорость получения пакетов обновления с локального FTP-сервера составляет порядка 90 Мбит/сек (56 Мбит/сек для ПК, подключенных по технологии Wi-Fi).  Локальные репозитории обновляются в среднем раз в два месяца, а так же при выходе новой версии ОС Ubuntu. Помимо обновлений, в списки содержащегося ПО на локальном репозитории можно включать любые необходимые программные продукты и драйверы. Репозиторий, расположенный на FTP-сервере ОУ так же доступен для любого пользователя. Кроме того, для пользователей провайдера «К-телеком», скорость доступа к FTP-серверу ОУ составляет порядка 90-95 Мбит/сек, и тарифицируется как подключение к локальному бесплатному ресурсу, что в свою очередь позволяет работникам школы и ученикам обновлять ОС и программное обеспечение не только в пределах школы, но и дома.


Установка Ubuntu на рабочие станции учеников и учителей осуществлялась с CD-дистрибутива актуальной версии (10.04). В установленной системе, помимо стандартных источников обновления, прописывался адрес локального репозитория. После чего устанавливался пакет поддержки русского языка. Установка необходимого ПО, включая среду поддержки Windows-приложений WINE осуществлялась путем выполнения заранее подготовленного скрипта. В среднем, на каждую из рабочих станций затрачивалось не более 40 минут времени.  В зависимости от конфигурации рабочей станции, устанавливались проприетарные драйверы. Например, для видеокарт ATI и NVIDIA система подбирает и устанавливает проприетарные драйверы автоматически. Для рабочих станций, оснащенных сетевыми беспроводными адаптерами D-link установка драйверов производилась при помощи специальной утилиты, которая позволяет использовать библиотеки драйверов, разработанных для Windows XP. Драйверы для более старых беспроводных адаптеров (в частности, линейки D-Link D-51x) работают, что называется «из коробки», то есть доступны сразу после установки системы.  Подбор драйверов для интерактивных обучающих комплексов производился исходя из модели интерактивной доски, которой оснащен комплекс. Интерактивные доски SMART, рекомендованные для использования в образовательных учреждениях, изначально укомплектованы пакетом драйверов как для Windows, так и для Linux-систем. Программное обеспечение Smart так же предполагает совместимость с платформой Linux. Что касается настройки интерактивных досок других изготовителей, как например IQBoard, то единственным верным решением оказалось обращение к изготовителю интерактивной доски, поскольку комплект поставки включает в себя драйверы и ПО только для Windows-систем. Драйверы под Linux-системы от производителя нами были получены спустя месяц после заявки.


Проверка совместимости оборудования.

Среди основных сложностей, выявленных в процессе эксплуатации оборудования, касающихся работы с оборудованием, стоит выделить сложности возникшие с видеоадаптерами ноутбуков, графическим планшетом Genius и работы со сканерами BenQ. Часть ноутбуков, служащих в качестве рабочего места учителя, оснащены видеоадаптерами на чипе SIS. Фирма-изготовитель предлагает драйверы для своих устройств, поддерживающие только Windows-системы, несмотря на то, что этими видеокартами оборудуются достаточно новые бюджетные модели ноутбуков. Подобрать рабочий драйвер для таких видеоадаптеров нам удалось, обратившись в сообщество поддержки Ubuntu. Описанная проблема возникла в связи с новым релизом системы, на предыдущей версии системы (Ubuntu 9.10) этой проблемы не существовало. Поскольку ноутбуки, оснащенные графическими картами SIS достаточно распространены среди пользователей системы Ubuntu, альтернативный драйвер, распространяющийся по лицензии GNU был разработан и передан в сообщество одним из пользователей. В русскоязычном сообществе пакет с драйверами был снабжен подробной русскоязычной инструкцией и предоставлен пользователям системы. Вполне возможно, что он так же войдет в новый релиз Ubuntu, намеченный на октябрь 2010 года.
Настройка графического планшета Genius осложнилась только тем, что производитель официально заявил, что не планирует разрабатывать драйверы к своим устройствам для Linux. Однако, в сообществе разработчиков был опубликован универсальный драйвер для графических планшетов, рассчитанный на целый ряд подобных устройств. После его установки требуется лишь прописать в конфигурационном файле параметры конкретного планшета:  производителя, модель, тип и размер планшета.
Сканнеры Benq так же как и описанные выше устройства, не комплектуются драйверами и ПО для Linux-систем. Впрочем, выходом из этого затруднения стало использование очередного «универсального» драйвера для сканеров. Он так же работает с целым рядом аналогичных по характеристикам устройств различных производителей и требует после установки конфигурирования под конкретную модель. В качестве ПО для работы со сканерами используется программа G-spot, входящая в пакет стандартных программ Ubuntu, доступных сразу после установки.
Стоит отметить, что установка и конфигурирование драйверов под конкретные устройства затратна по времени только на начальном этапе. При необходимости, драйверы и ПО можно достаточно быстро развернуть, используя скрипты, специально подготовленные для каждого устройства.

Организация сети.

Особых сложностей с конфигурированием системы для работы в локальной сети не возникло, поскольку локальная сеть образовательного учреждения имеет выделенный DHCP-сервер. Таким образом, включать в локальную сеть рабочие станции можно достаточно оперативно, поскольку не требуются особые настройки. Это касается компьютеров и ноутбуков, подключаемых к локальной сети по технологии Wi-Fi. В школе Wi-Fi точки доступа имеют защиту WEP WPA2, что позволяет относительно надежно защитить сеть от сторонних подключений и, в то же время, быстро подключать новые рабочие станции. Стоит отметить, что поддержка локальной сети в Ubuntu работает что называется «из коробки».


На стадии тестирования в качестве возможной сложности было отмечено отсутствие поддержки VPN-соединений. В Ubuntu 9.10 для установления подключения к VPN необходимо дополнительно установить пакет поддержки. В качестве альтернативы было решено использовать DSL-подключение к ICS-серверу, что является не вполне корректным, но тем не менее, позволяет получить доступ в Интернет на рабочем месте. Уже в процессе тестирования обновленной версии ОС Ubuntu 10.04 оказалось, что поддержка VPN-подключений входит в стандартную комплектацию ОС. Таким образом, схема подключения к локальной сети и Интернет, разработанная в школе для работы с Windows никаких изменений не претерпела и используется для подключения к локальной и глобальной сети рабочих станций с Ubuntu.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий

Особый режим функционирования школы в условиях COVID-19

Приём в первый класс

Всероссийская олимпиада школьников

Что нужно знать о коронавирусе?

© 2021. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5.