Вход в Сетевой Город

Сетевой город. Образование

Вход в учебный портал школы

logo 1c

Информация о деятельности базовой площадки

logo irro

Сведения об образовательной организации   

logo shool

Приём в детский сад

Летняя оздоровительная кампания

Приём в первый класс

Поиск по сайту

Подготовка к экзамену обычно предполагает большой объем учебного материала, который не обходимо запомнить. О том, как эффективно запоминать, и пойдет речь в этой статье.

Сначала важно каждому выпускнику выбрать свою стратегию подготовки к экзамену. Рассмотрим основные виды таких стратегий.

«Авральный» способ наиболее популярен среди молодежи, сдающей экзамены, хотя он и малоэффективен. Он заключается в том, что за день-два человек пытается изо всех сил познать практически «с нуля» не очень знакомую ему до этого науку. Для этого на короткое время он просто «выпадает» из окружающего мира и полностью поглощен заучиванием и зазубриванием материала. Как показывает практика, в этом случае результат экзамена в большей степени зависит от везения — от того, удастся ли экзаменуемому полностью вспомнить необходимый материал. Поскольку запоминание происходит в очень быстром темпе, забывается этот материал тоже очень быстро, так как в наш мозг с огромной скоростью мы пытаемся «запихать» колоссальный объем информации. Чем больше и быстрее «пихаем», тем быстрее она «вылетает». Если речь идет о науках, где надо запоминать много разных небольших кусков информации — исторические даты, физические и математические формулы и т.д., результат будет, как правило, не более чем «удовлетворительно».

«Снежный ком» — этот метод самый эффективный, но и самый трудоемкий и затратный по времени. Однако и результат гарантирован. Этот способ годится больше для тех, кто претендует на оценки «хорошо» и «отлично». Он заключается в следующем. В первый день в школе (или самостоятельно) вы прошли новую тему (или смысловой блок материала), пришли домой и повторили ее. На другой день вы прошли новый кусок материала по данной науке, пришли домой и повторили эту тему плюс предыдущую. Третий день: вы прошли третью тему, пришли домой, повторили первую тему, вторую и сегодняшнюю. Со временем можно повторять только основные моменты, но в идеале лучше полностью повторять весь выученный материал. Конечно, к концу изучения материал накапливается в таких объемах, что кажется, что он наваливается, словно снежный ком. Но зато за все время обучения вы будете знать весь материал. Единственный подводный камень: в этом случае лучше помнится тот материал, который был пройден в начале, так как его дольше повторяли. Рассчитывайте время гак, чтобы и заключительной информации вы могли уделить достаточно внимания для качественного запоминания.

«3» «4» «5». Этот способ является оптимальным, поскольку требует не такого количества времени и сил, как предыдущий, но дает хороший результат. Смысл его в следующем: необходимо рассчитать время таким образом, чтобы 3 раза повторить весь материал, который надо выучить и сдать. При этом первый раз мы читаем, осваиваем весь материал (даже если приходится заново это делать, т.е. «с нуля»). Здесь подробно останавливаемся на всех нюансах каждой темы, прорабатываем все тонкости. Это мы выучили все примерно на «3». Теперь следует сделать перерыв (можно на 1 день, можно на пару часов — все зависит от ваших временных ресурсов). После этого повторяем по порядку снова весь материал (а не отдельно какие-то вопросы). Здесь уже тратим на это времени меньше, чем в первый раз, но все равно детально прорабатываем забытые моменты. Это мы выучили как бы на «4». Снова перерыв. Теперь берем список вопросов (или тем) и самостоятельно рассказываем сами себе (или благодарным слушателям — родителям, друзьям и т.п.) один за другим так, как это надо делать на экзамене, т.е. максимально подробно. Здесь вы сможете понять, какие части материала как усвоены вами, что надо повторить. Не бойтесь на этом этапе подглядывать в конспекты, но не увлекайтесь! Главное — после того как подсмотрели, полностью воспроизвести этот материал самостоятельно. Этот этап длится до тех пор и столько раз, пока не убедитесь, что полностью выучили, т.е. абсолютно самостоятельно можете рассказать, показать, доказать и объяснить любой кусок заучиваемого материала (предмета). Теперь вы знаете его на «5». Для чего нужен последний этап? Для того чтобы все очень точно усвоить и быть в этом уверенным. Возможно, некоторые темы вы сможете воспроизвести после первого и беглого изучения. Но на некоторые темы придется уделить больше времени — это нормально. Главное не путать вспоминание материала и его узнавание. Некоторые очень удивляются, когда при повторении материала по тетрадке у них отличное вспоминание, — вроде и картинка сразу вся перед глазами возникает, но самостоятельно воспроизвести материал на экзамене они не могут. Поэтому не загоняйте себя в ловушку: только самостоятельное воспроизведение есть гарантия усвоения.

Приемы эффективного запоминания

Для начала – общие рекомендации по заучиванию материала.

Главное – это правильно распределить повторения во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Следует помнить, что для эффективного запоминания также важно учитывать свои индивидуальные особенности и способности. Как же сделать так, чтобы наши способности работали на нас? В первую очередь, необходимо определить свои индивидуальные особенности восприятия.

Для этого вам предлагается несколько несложных упражнений. Попросите кого-нибудь помочь вам выполнить упражнения и подготовить материал для запоминания, чтобы вы его не знали до начала выполнения упражнения.

Определение уровня визуального (зрительного) восприятия

Методика «Узнавание фигур»

В течение одной минуты смотрите на фигуры и запоминайте их, затем воспроизводите их. По количеству воспроизведённых самостоятельно фигур определяется уровень визуального восприятия.

Определение уровня аудиального (слухового) восприятия

Методика «Пиктограмма или пляшущие человечки»

В рассказе А. Конан Дойла «Пляшущие человечки» с помощью рисунков преступники обменивались зашифрованной информацией. Предлагается с помощью следующего упражнения исследовать свою способность запоминать информацию «на слух». Попросите кого-нибудь помочь вам.

Инструкция для того, кто выполняет упражнение. Вам будет предложен перечень слов и словосочетаний. В качестве узелка на память вы на бумаге фиксируете любое изображение, которое поможет вам воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Качество рисунка не имеет значения. В процессе выполнения задания не допускается написание отдельных букв и слогов. Скорость и качество выполнения задания не должны вас беспокоить. После того как работа будет закончена, вы должны будете, взглянув на изображение, вспомнить соответствующее ему слово или словосочетание и записать его рядом с изображением.

После этого проверяется правильность записанного. По количеству правильно воспроизведённых самостоятельно слов и словосочетаний определяется уровень аудиального восприятия.

Инструкция для того, кто проводит упражнение. Слова зачитываются отчётливо, с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на изображение. Если учащийся чрезмерно увлёкся процессом рисования, его можно несколько ограничить во времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

  1. Весёлый праздник.
  2. Тяжёлая работа.
  3. Развитие.
  4. Вкусный ужин.
  5. Смелый поступок.
  6. Болезнь.
  7. Разлука.
  8. Война.
  9. Обман.
  10. Озябший мальчик.
  11. Власть.
  12. Тёмная ночь.

Определение уровня кинестетического восприятия (восприятие через мышечные, телесные ощущения)

Тест Мюнстерберга

Работа проводится в парах - один из учащихся находит в тексте слова и пишет их пальцем на спине другого учащегося (не боле трёх слов), тот озвучивает их, затем учащиеся меняются местами и упражнение продолжается.

ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕБЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕ
ПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕССТФКЩАМАРКЕТИНГПДАТАХРКДОЧИС
ЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБОУКЛАБОРАТОРИЯЦЦБАРФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКС
АКРМУФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИИЬКЦЩЪБСТУЛФПАЛЬТОЩКРРТДОВН
ИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУКУСТРКЩБФЩОБЩЕНИЕЯЯАО
ТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФКВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЁТТКЦШЩ
ПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФШЯФЦКАЧЕЛИКЖДОМБАНКДШЖЪТКОНЬДПЖК
ТОЧКАПФЦК

После того как вы определили свой наиболее эффективный способ восприятия, важно правильно использовать эти особенности для получения наилучшего результата. Вот некоторые приемы заучивания и запоминания информации с учётом личного ведущего уровня восприятия.

При хорошей зрительной (визуальной) памяти

  • Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках).
  • Письменно составляйте план ответа. Используйте сокращённую запись материала. Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы.
  • Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.

Если ваш ведущий вид восприятия информации — звуковой (аудиальная память):

  • Читайте запоминаемый текст вслух.
  • Если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на аудионоситель, а затем периодически прослушивайте.
  • При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста.
  • Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни.
  • Изучив содержание вопроса, перескажите его.

При выраженной памяти на движения и ощущения (кинестетическая память):

  • Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката.
  • Попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (радость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала.
  • Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её.
  • Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.

И еще. При подготовке к экзамену вы должны не просто прочитать по тетрадке и в книгах требуемый материал, но и поработать с этим материалом. Чем более разноплановыми будут ваши действия с материалом, тем больше шансов лучше разобраться в теме.

Запоминание может быть активным и пассивным

Пассивное — это как раз тогда, когда вы просто смотрите на материал, пытаясь понять и запечатлеть его. Тут можно добавить разнообразия. Например, если надо запомнить много разных дат и формул, напишите небольшие таблички с ними, расклейте по всей квартире. Таким образом, ваш взгляд будет постоянно натыкаться на полезную информацию, и она будет запоминаться еще и на неосознанном уровне, механически. Если лучше воспринимаете информацию на слух, запишите на аудионоситель и слушайте даже тогда, когда не сидите за учебой, а, например, пылесосите или моете посуду. Если ведущая память механическая — проговаривайте материал во время прочтения и при этом записывайте его на бумаге. Можно и нужно использовать все доступные способы, а не ограничиваться одним. Эффективность от этого только возрастет.

Активное запоминание — это когда с полученной информацией вы работаете дополнительно. Вот несколько приемов.

При изучении истории, например, можно нарисовать и повесить на стене большой «временной континуум» и, изучая отдельные события, даты, записывать их на нем. Это позволит усвоить логику развития событий, а не просто запомнить их последовательность. Этот прием можно использовать не только для истории, но и для других наук (например, в физике постройте последовательность открытий определенных законов).

Следующий прием — группировки и классификации различных кусков материала. Вы группируете, или вспоминаете, или повторяете материал исходя из какого-то признака. Например, в биологии сначала вспомните всех ученых, запишите их фамилии в столбик. Затем расположите их в алфавитном порядке (можно сразу вспоминать в алфавитном порядке), затем напротив каждой фамилии напишите то, чем прославился ученый (или что открыл). Зачем нужен алфавитный порядок? Чтобы вспоминать события независимо от того, как они изложены в учебнике. В русском языке можно на отдельном листочке вспоминать (и воспроизводить) правила, касающиеся написания только гласных, на другом — только согласных и т.д. Не бойтесь экспериментировать — чем больше способов, тем лучше запомнится материал.

Используйте все возможные и известные вам способы запоминания.

И помните: количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Определение уровня кинестетического восприятия (восприятие через мышечные, телесные ощущения).

Тест Мюнстерберга.

Работа проводится в парах - один из учащихся находит в тексте слова и пишет их пальцем на спине другого учащегося (не боле трёх слов), тот озвучивает их, затем учащиеся меняются местами и упражнение продолжается.

 

ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕБЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕ

ПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕССТФКЩАМАРКЕТИНГПДАТАХРКДОЧИС

ЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБОУКЛАБОРАТОРИЯЦЦБАРФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКС

АКРМУФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИИЬКЦЩЪБСТУЛФПАЛЬТОЩКРРТДОВН

ИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУКУСТРКЩБФЩОБЩЕНИЕЯЯАО

ТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФКВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЁТТКЦШЩ

ПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФШЯФЦКАЧЕЛИКЖДОМБАНКДШЖЪТКОНЬДПЖК

ТОЧКАПФЦК

 

 

После того как вы определили свой наиболее эффективный способ восприятия, важно правильно использовать эти особенности для получения наилучшего результата. Вот некоторые приемы заучивания и запоминания информации с учётом личного ведущего уровня восприятия.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Свердловская область, ГО Карпинск, ул. Трудовая, 41
тел. (34383) 9 15 05, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

За сегодня 1

За неделю 66

За всё время 64488